воскресенье, 30 апреля 2017 г.

Акция "Читаем детям о войне"


Читательская конференция по произведению В.П.Катаева «Сын полка». Наша цель не только поговорить о содержании повести, но заглянуть в события прошлого века, а самое главное – подробнее узнать о страшной войне с фашистскими захватчиками.


 Цель:
 1) Познакомить обучающихся с  историей Великой Отечественной войны.
2)  Познакомить с подвигами детей военной поры.
3) Обсудить книгу Валентина Петровича Катаева «Сын полка». Сформировать коллективное мнение ребят об обсуждаемой книге.
4) Воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, одержавшую победу над фашистской Германией.
5) Развивать чувство долга перед Родиной, дисциплинированность.

Оборудование:  сценарий мероприятия, компьютер, музыкальные композиции: «Священная война»(сл. В.И. Лебедев-Кумач  и муз.М. И. Блантер), метроном на минуту молчания, информационное сообщение о капитуляции германских войск,«Журавли»(слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля),Ю.Левитан «объявление о начале войны», задания с вопросами, кроссворды, презентации о войне и биография В.Катаева, Интернет-ресурсы.

Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня мы проводим читательскую конференцию по произведению В.П.Катаева «Сын полка». Наша цель не только поговорить о содержании повести, но заглянуть в события прошлого века, а самое главное – подробнее узнать о страшной войне с фашистскими захватчиками.

Звучит сообщение Советского информбюро о начале войны.  Затем  звучит аудиозапись песни «Священная война».

Сопровождение презентацией.

Ученик: 9 мая 2017 года исполнится 72 года со дня Великой победы нашего народа над фашистской Германией. Во всех городах прогремят салюты побед. Путь к ней был труден и долг.  В каждой семье есть родственники, которые принимали участие в  освобождении нашей страны от фашистского нашествия.  Одни сражались  в боях, другие помогали в тылу.  1418 дней войны. И в каждом из них – боль и горечь утрат, радость больших и малых побед.

Ученик: Прозрачны дали и ветра спокойны,
 От ржавых мин очистилась земля,
Но отступая, оставляют войны
Воспоминаний минные поля.

Ученик: От Бреста, где началась война, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000 км. От Москвы до Берлина, где война окончилась, - 1600 км. Итого, 2600 км, это, если считать по прямой. Так мало, правда?  2600 км – это, если поездом, то менее 4 суток, самолётом – примерно 4 часа… С боями, перебежками и ползком – 4 года!

Ученик:4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. 27 миллионов погибших, из них около13 миллионов детей.Если по каждому погибшему  в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 43 года. А это значит, что за 1418 дней каждую минуту погибало 13 человек.

Ученик: У всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны немало детских лиц.  До войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел грозный час. И наравне со взрослыми приняли они на свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет.

Ученик:         
Горнили «К бою» трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.

Ученик:
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отступать, а побеждать.

Ученик:
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков страны.
Ученик:
…А нам не довелось играть в войну,
Не мы в неё – она играла с нами:
На фронт мы  убегали пацанами,
С вагонов крыш смотрели на страну.

Учитель:  Многие школьники сражались с врагом, находясь в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота. Это были сыновья полков и юнги. При подготовке к читательской конференции вы познакомились с замечательным произведениемВ.П.Катаева «Сын полка». И сейчас мы переходим к обсуждению этой повести.

Ученики: презентация, биография В.П. Катаева.

Валентин Петрович Катаев
№ слайда
содержание
2-3
Родился 28 января 1897 года.
   Детство и юность  В. Катаева прошли в Одессе.
4
    Отец писателяпроисходил из семьи священника, мать была украинкой и происходила из богатой дворянской семьи.
 Родители  Катаева увлекались литературой и искусством, посещали театры и концерты, лекции. Они прививали в детях любовь к русской литературе. Любимыми писателями в семье Катаевых были  А.С. Пушкин,  Л.Н. Толстой, А.П.Чехов.

5
У Катаева был младший брат Женя.  Оба учились в гимназии. Брату Валентин помогал в учёбе. Именно в этот период начал свой творческий путь молодой писатель. В 13 лет появилось первое стихотворение «Осень». 

Началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило.
6
Началась Великая Отечественная война. Он вновь на фронте. В качестве военного корреспондента газеты «Правда» побывал на многих фронтах, видел боевые действия наших войск. Участвовал во многих сражениях. Главная тема его произведений - героизм  людей, которые защищали Родину.
7
Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны.  Но самая известная из них — повесть «Сын полка»,   которую Катаев написал в 1944 году.



Учитель:Я  предлагаю обратиться к содержанию книги Валентина Катаева «Сын полка». Готовясь к конференции, была проведена разная работа. Конечно, вы прочитали книгу, далее мы провели отборочный тур и выявили самых внимательных читателей этого произведения. Теперь эти ребята будут соревноваться  и завоёвывать титул «Самые читающие ученики в 4 классе».
Задание 1. Блиц-опрос

1. Почему Ваня остался один и почему оказался у линии фронта?
(“..отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили.Пошёл с сумой собирать куски. Где-то попался полевым жандармам. Отправили в какой-то ихний детский изолятор.Там заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом... Потом убежал, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти.”)

2. Что случилось с семьёй капитана Енакиева?
(мать, жена, сын погибли по дороге в Минск, когда на беженцев налетели немецкие штурмовики)

3. Кто из героев Катаева соответствует описанию: “ На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии: шинель - длинная, до пят, как юбка; круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом; погоны с маленькими стременами, перекрещёнными двумя клинками; шпоры и ,каквенец всего этого воинского великолепия. ярко -алый башлык, небрежно закинутый за спину”? (сын полка ефрейтор Вознесенский)

4. Как удалось Ване вернуться к разведчикам после второго побега от ефрейтора Биденко?

(рассказал офицеру, не зная, что говорит с капитаном Енакиевым, свою историю, свою обиду,  и Енакиев решил оставить мальчика у себя )

5. Что делал Ваня в своей первой разведке?
(Ваня д.б., идя со своей лошадью, изучить местность, вернуться и доложить,  свободен ли путь. Вместо этого он карандашом наносилв букваре ориентиры и цели, составлял план местности. За этим занятием его и застал немецкий патруль).

6.Как фашисты убедились, что в букваре именно Ваня рисовал схемы?
(У Вани язык был синий из-за карандаша)

7. Разведчики и капитан Енакиев любили Ваню. Чем отличалась любовь разведчиков от любви Енакиева?
(разведчики любили Ваню как младшего брата, внёсшего разнообразие в их суровую боевую жизнь.Енакиев очень любил своего покойного сына.Ваня пробудил в душе Енакиева более глубокие чувства, чем братская любовь)

8. Кем же капитан Енакиев решил сделать Ваню после того, как его поставили на все виды довольствия?
(Енакиев взял его к себе связным, но на самом деле он решил научить Ваню выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта)

Задание 2
Лови ошибку!
Валентин Петрович Катаев написал свою сказку «Сын полка» в 1975 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с террористами.
Повесть «Сын полка» рассказывает юным читателям  о лёгких, но героических событиях военных лет, о которых современный школьник  знает лишь по учебникам и рассказам своих друзей.
В произведении речь идёт  о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Звездова, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство.  Она знакомит  с замечательными людьми — маршалами  нашей армии сержантом Ерофеевым  и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалёвым и ефрейтором Степаненко, которые не только помогли Ване стать смелым радистом, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека.

Учитель: Война и дети, что может быть страшнее? Ведь дети рождаются для того, чтобы жить, а не умирать.  Война эту жизнь отнимает.
Учитель: Интересно ли вам было читать произведение «Сын пока»? Некоторые ребята написали письмо Ване Солнцеву. Давайте  послушаем выступление Даши, Рамины., Маши А. .

Привет Ваня!  Пишет   тебе твоя ровесница из 21 века.  Недавно я познакомилась с литературным произведением «Сын Полка», и мне оно очень понравилось! Я прочитала о том, как ты справляешься  с разными трудностями во время войны. Я думаю, что в наше время многие  дети    не смогли бы выжить в таких условиях.   Я  с  большим интересом  читала повесть о твоей жизни, о том, как ты бесстрашно выполнял боевые задания. Ведь ты мог погибнуть в любую минуту.  Я бы хотела познакомиться с тобой в жизни. Ты - хороший друг.   А ещё бы я хотела быть похожей на тебя. Ведь ты очень храбрый. Спасибо Ваня за твою отвагу! 


Здравствуй, Ваня! Пишет тебе твоя  ровесница, Катя.   Прочитав повесть В. Катаева «Сын Полка», я была очень взволнована.
             Хочу сказать тебе, что ты отважный и смелый мальчик. Ты бесстрашно помогал своим товарищам в разведке. Очень тревожный момент в повести был, когда тебя допрашивали немцы. Я очень переживала за тебя, мне  хотелось плакать. Я горжусь твоей стойкостью, выдержанностью, умением терпеть боль. Шла война, время было тяжелое. Но в повести автор показывает и юмористические сюжеты.  Например, твой побег от Биденко. Как здорово ты смог его обмануть. Но я тебя понимаю,  тебе было обидно, что разведчики не приняли сначала тебя в своём полку.  Был ещё интересный момент,  когда ты пришел  жаловаться одному капитану наЕнакиева, не зная, что это один и тот же человек.   Вообще, когда я читала повесть, настроение моё постоянно менялось. Хочу выразить тебе огромную благодарность и сказать очень громко: «Спасибо». Ведь такие мальчишки, как ты помогли одержать победу в этой страшной войне над фашистскими захватчиками. Всего доброго!

Здравствуй, Ваня!
Пишет тебе ученица 4-А класса. Мне было интересно узнать о твоей жизни. Война многое у тебя отняла: семью, детство. Мне тебя очень жалко. Но не смотря на трудности, которые тебе пришлось пережить, ты не стал жестоким человеком. Рада, что после трёх лет скитаний у тебя появились друзья, которые заботились о тебе, пока ты не оказался в суворовском училище. Я горжусь тобой. Ваня, ты очень выносливый, сильный и смышлёный мальчик. Я это поняла, когда читала эпизод о том, как тебя допрашивали немцы. Ведь они тебя сильно били, но «своих» ты всё-таки не выдал. Я думаю, что если бы твои родители были живы, они бы гордились тобой. Желаю тебе удачи. Я верю, что ты станешь настоящим офицером и будешь защищать свою Родину.


Учитель:Вы знаете, что в своём произведении Катаев описывает 4 год войны. Наши войска гнали врага далеко на запад. В повести описывается бой уже на территории Германии. 9 мая 1945 года люди в городах и сёлах услышали радостное сообщение… (музыка – сообщение информбюро).

Учитель: Что вы узнали о войне? Почему нужно хранить память о погибших людях на войне? Книги и фильмы о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны. Много книг, статей в газетах и журналах написано о мальчишках и девчонках, которые носили солдатскую форму и, как могли,  помогали взрослым приближать долгожданный день Победы. А нам с вами очень важно знать и помнить эти героические страницы истории нашей Родины, стремиться к тому, чтобы жить в мире и согласии, и чтобы в нашей жизни не было войн.

Минута молчания (музыка).
Читают ученики из команды:

Держу в ладонях огонёк
Как символ той войны далёкой,
Где незнакомый паренёк
Закрыл собою мир жестокий.

Он навсегда остался там,
Чтоб мы сегодня в мире жили
И солнце чтоб светило нам,
Солдаты головы сложили.

Пылай, гори, не затухай,
Ты вечного огня частица!
Забыть войну сердцам не дай!
Забвению не дай случиться!

Мы в двухтысячных родились
И знаем о войне от дедов.
Они 4 года шли,
Чтоб, наконец, сказать: «Победа!»

И здесь у Вечного огня,
Клянёмся в этот день весенний,
Что память о военных днях
Мы пронесём сквозь поколенья!

Дом. задание: рисунок  к произведению «Сын полка» и письмо Ване Солнцеву.

 
 




Комментариев нет:

Отправить комментарий