Читательская конференция по произведению В.П.Катаева «Сын полка». Наша цель не только поговорить о содержании повести, но заглянуть в события прошлого века, а самое главное – подробнее узнать о страшной войне с фашистскими захватчиками.
Цель:
1)
Познакомить обучающихся с историей
Великой Отечественной войны.
2)
Познакомить с подвигами детей военной поры.
3) Обсудить книгу Валентина
Петровича Катаева «Сын полка». Сформировать коллективное мнение ребят об
обсуждаемой книге.
4) Воспитывать патриотизм и
гордость за нашу страну, одержавшую победу над фашистской Германией.
5) Развивать чувство долга перед
Родиной, дисциплинированность.
Оборудование: сценарий
мероприятия, компьютер, музыкальные композиции: «Священная война»(сл. В.И. Лебедев-Кумач
и муз.М. И. Блантер), метроном на минуту
молчания, информационное сообщение о капитуляции германских войск,«Журавли»(слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля),Ю.Левитан
«объявление о начале войны», задания с вопросами, кроссворды, презентации о
войне и биография В.Катаева, Интернет-ресурсы.
Ход мероприятия:
Учитель:
Сегодня мы проводим читательскую
конференцию по произведению В.П.Катаева «Сын полка». Наша цель не только
поговорить о содержании повести, но заглянуть в события прошлого века, а самое
главное – подробнее узнать о страшной войне с фашистскими захватчиками.
Звучит сообщение Советского
информбюро о начале войны. Затем звучит аудиозапись песни «Священная война».
Сопровождение
презентацией.
Ученик: 9 мая 2017 года исполнится 72 года со дня Великой
победы нашего народа над фашистской Германией. Во всех городах прогремят салюты
побед. Путь к ней был труден и долг. В
каждой семье есть родственники, которые принимали участие в освобождении нашей страны от фашистского
нашествия. Одни сражались в боях, другие помогали в тылу. 1418 дней войны. И в каждом из них – боль и
горечь утрат, радость больших и малых побед.
Ученик: Прозрачны дали и ветра спокойны,
От ржавых мин очистилась земля,
Но отступая, оставляют войны
Воспоминаний минные поля.
Ученик: От Бреста, где началась война, до Москвы, где
фашистов остановили, - 1000 км. От Москвы до Берлина, где война окончилась, -
1600 км. Итого, 2600 км, это, если считать по прямой. Так мало, правда? 2600 км – это, если поездом, то менее 4
суток, самолётом – примерно 4 часа… С боями, перебежками и ползком – 4 года!
Ученик:4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. 27 миллионов
погибших, из них около13 миллионов детей.Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, то страна
будет молчать… 43 года. А это значит, что за 1418 дней каждую минуту погибало
13 человек.
Ученик: У всенародного подвига в годы Великой Отечественной
войны немало детских лиц. До войны они
были обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, бегали-прыгали, разбивали
носы и коленки. Но пришел грозный час. И наравне со взрослыми приняли они на
свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет.
Ученик:
Горнили «К бою» трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Ученик:
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отступать, а побеждать.
Ученик:
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому
сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков страны.
Ученик:
…А нам не довелось играть в войну,
Не мы в неё – она играла с нами:
На фронт мы убегали пацанами,
С вагонов крыш смотрели на страну.
Учитель: Многие
школьники сражались с врагом, находясь в рядах Советской Армии и
Военно-Морского Флота. Это были сыновья полков и юнги. При подготовке к
читательской конференции вы познакомились с замечательным произведениемВ.П.Катаева
«Сын полка». И сейчас мы переходим к обсуждению этой повести.
Ученики: презентация, биография В.П. Катаева.
Валентин
Петрович Катаев
№ слайда
|
содержание
|
2-3
|
Родился
28 января 1897 года.
Детство и юность В. Катаева прошли в Одессе.
|
4
|
Отец писателяпроисходил из семьи
священника, мать была украинкой и происходила из богатой дворянской семьи.
Родители
Катаева увлекались литературой и искусством, посещали театры и
концерты, лекции. Они прививали в детях любовь к русской литературе. Любимыми
писателями в семье Катаевых были А.С.
Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П.Чехов.
|
5
|
У
Катаева был младший брат Женя. Оба
учились в гимназии. Брату Валентин помогал в учёбе. Именно в этот период
начал свой творческий путь молодой писатель. В 13 лет появилось первое
стихотворение «Осень».
|
Началась Первая мировая война, и
семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был
артиллеристом, его дважды ранило.
|
|
6
|
Началась
Великая Отечественная война. Он вновь на фронте. В качестве военного
корреспондента газеты «Правда» побывал на многих фронтах, видел боевые
действия наших войск. Участвовал во многих сражениях. Главная тема его
произведений - героизм людей, которые
защищали Родину.
|
7
|
Пройдя три войны (а надо считать
и Гражданскую войну), увидев безмерное людское горе, испытав собственные
несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал
трагедию войны. Но самая известная из
них — повесть «Сын полка», которую
Катаев написал в 1944 году.
|
Учитель:Я предлагаю
обратиться к содержанию книги Валентина Катаева «Сын полка». Готовясь к
конференции, была проведена разная работа. Конечно, вы прочитали книгу, далее
мы провели отборочный тур и выявили самых внимательных читателей этого
произведения. Теперь эти ребята будут соревноваться и завоёвывать титул «Самые читающие ученики в
4 классе».
Задание
1. Блиц-опрос
1. Почему Ваня остался один и почему оказался у линии
фронта?
(“..отец погиб на фронте в первые
дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили.
Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню
спалили.Пошёл с сумой собирать куски. Где-то попался полевым жандармам.
Отправили в какой-то ихний детский изолятор.Там заразился паршой, поймал
чесотку, болел сыпным тифом... Потом убежал, два года бродил, прятался в лесах,
всё хотел через фронт перейти.”)
2. Что случилось с семьёй капитана Енакиева?
(мать, жена, сын погибли по дороге
в Минск, когда на беженцев налетели немецкие штурмовики)
3. Кто из героев Катаева соответствует описанию: “ На
нём была полная походная форма гвардейской кавалерии: шинель - длинная, до пят,
как юбка; круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом; погоны с
маленькими стременами, перекрещёнными двумя клинками; шпоры и ,каквенец всего
этого воинского великолепия. ярко -алый башлык, небрежно закинутый за спину”? (сын
полка ефрейтор Вознесенский)
4. Как удалось Ване вернуться к разведчикам после
второго побега от ефрейтора Биденко?
(рассказал офицеру, не зная, что
говорит с капитаном Енакиевым, свою историю, свою обиду, и Енакиев решил оставить мальчика у себя )
5. Что делал Ваня в своей первой разведке?
(Ваня д.б., идя со своей лошадью,
изучить местность, вернуться и доложить, свободен ли путь. Вместо этого он карандашом
наносилв букваре ориентиры и цели, составлял план местности. За этим занятием
его и застал немецкий патруль).
6.Как фашисты убедились, что в букваре именно Ваня рисовал
схемы?
(У Вани язык был синий из-за
карандаша)
7. Разведчики и капитан Енакиев любили Ваню. Чем
отличалась любовь разведчиков от любви Енакиева?
(разведчики любили Ваню как
младшего брата, внёсшего разнообразие в их суровую боевую жизнь.Енакиев очень
любил своего покойного сына.Ваня пробудил в душе Енакиева более глубокие
чувства, чем братская любовь)
8. Кем же капитан Енакиев решил сделать Ваню после
того, как его поставили на все виды довольствия?
(Енакиев взял его к себе связным,
но на самом деле он решил научить Ваню выполнять обязанности всех номеров
орудийного расчёта)
Задание 2
Лови ошибку!
Валентин Петрович Катаев написал
свою сказку «Сын полка» в 1975 году, в дни Великой Отечественной войны нашего
народа с террористами.
Повесть «Сын полка» рассказывает
юным читателям о лёгких, но героических
событиях военных лет, о которых современный школьник знает лишь по учебникам и рассказам своих
друзей.
В произведении речь идёт о судьбе простого крестьянского мальчишки
Вани Звездова, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само
детство. Она знакомит с замечательными людьми — маршалами нашей армии сержантом Ерофеевым и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалёвым и
ефрейтором Степаненко, которые не только помогли Ване стать смелым радистом, но
и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека.
Учитель: Война
и дети, что может быть страшнее? Ведь дети рождаются для того, чтобы жить, а не
умирать. Война эту жизнь отнимает.
Учитель:
Интересно ли вам было читать
произведение «Сын пока»? Некоторые ребята написали письмо Ване Солнцеву. Давайте послушаем выступление Даши, Рамины., Маши А.
.
Привет Ваня! Пишет
тебе твоя ровесница из 21 века.
Недавно я познакомилась с литературным произведением «Сын Полка», и мне
оно очень понравилось! Я прочитала о том, как ты справляешься с разными трудностями во время войны. Я
думаю, что в наше время многие дети не смогли бы выжить в таких условиях. Я
с большим интересом читала повесть о твоей жизни, о том, как ты
бесстрашно выполнял боевые задания. Ведь ты мог погибнуть в любую минуту. Я бы хотела познакомиться с тобой в жизни. Ты
- хороший друг. А ещё бы я хотела быть
похожей на тебя. Ведь ты очень храбрый. Спасибо Ваня за твою отвагу!
Здравствуй, Ваня! Пишет тебе
твоя ровесница, Катя. Прочитав повесть В. Катаева «Сын Полка», я
была очень взволнована.
Хочу сказать тебе, что ты отважный
и смелый мальчик. Ты бесстрашно помогал своим товарищам в разведке. Очень
тревожный момент в повести был, когда тебя допрашивали немцы. Я очень
переживала за тебя, мне хотелось
плакать. Я горжусь твоей стойкостью, выдержанностью, умением терпеть боль. Шла
война, время было тяжелое. Но в повести автор показывает и юмористические
сюжеты. Например, твой побег от Биденко.
Как здорово ты смог его обмануть. Но я тебя понимаю, тебе было обидно, что разведчики не приняли
сначала тебя в своём полку. Был ещё
интересный момент, когда ты пришел жаловаться одному капитану наЕнакиева, не
зная, что это один и тот же человек.
Вообще, когда я читала повесть, настроение моё постоянно менялось. Хочу
выразить тебе огромную благодарность и сказать очень громко: «Спасибо». Ведь
такие мальчишки, как ты помогли одержать победу в этой страшной войне над
фашистскими захватчиками. Всего доброго!
Здравствуй, Ваня!
Пишет тебе ученица 4-А класса. Мне
было интересно узнать о твоей жизни. Война многое у тебя отняла: семью,
детство. Мне тебя очень жалко. Но не смотря на трудности, которые тебе пришлось
пережить, ты не стал жестоким человеком. Рада, что после трёх лет скитаний у
тебя появились друзья, которые заботились о тебе, пока ты не оказался в
суворовском училище. Я горжусь тобой. Ваня, ты очень выносливый, сильный и
смышлёный мальчик. Я это поняла, когда читала эпизод о том, как тебя
допрашивали немцы. Ведь они тебя сильно били, но «своих» ты всё-таки не выдал.
Я думаю, что если бы твои родители были живы, они бы гордились тобой. Желаю
тебе удачи. Я верю, что ты станешь настоящим офицером и будешь защищать свою
Родину.
Учитель:Вы знаете, что в своём произведении Катаев описывает
4 год войны. Наши войска гнали врага далеко на запад. В повести описывается бой
уже на территории Германии. 9 мая 1945 года люди в городах и сёлах услышали
радостное сообщение… (музыка – сообщение
информбюро).
Учитель:
Что вы узнали о войне? Почему нужно
хранить память о погибших людях на войне? Книги и фильмы о войне помогают нам
увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить
погибших в годы Великой Отечественной войны. Много книг, статей в газетах и
журналах написано о мальчишках и девчонках, которые носили солдатскую форму и, как
могли, помогали взрослым приближать
долгожданный день Победы. А нам с вами очень важно знать и помнить эти
героические страницы истории нашей Родины, стремиться к тому, чтобы жить в мире
и согласии, и чтобы в нашей жизни не было войн.
Минута
молчания (музыка).
Читают
ученики из команды:
Держу в ладонях огонёк
Как символ той войны далёкой,
Где незнакомый паренёк
Закрыл собою мир жестокий.
Он навсегда остался там,
Чтоб мы сегодня в мире жили
И солнце чтоб светило нам,
Солдаты головы сложили.
Ты вечного огня частица!
Забыть войну сердцам не дай!
Забвению не дай случиться!
Мы в двухтысячных родились
И знаем о войне от дедов.
Они 4 года шли,
Чтоб, наконец, сказать: «Победа!»
И здесь у Вечного огня,
Клянёмся в этот день весенний,
Что память о военных днях
Мы пронесём сквозь поколенья!
Комментариев нет:
Отправить комментарий