Портфолио





                                








   




 


     



                       








                                                     
                                        Описание опыта работы.
В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является  применение современных педагогических технологий в образовательном  процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология  обладает средствами, активизирующими деятельность  учащихся, в некоторых же технологиях  эти средства  составляют  главную    идею   и  основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести  игровые технологии, проблемное обучение,  информационно-коммуникационные  технологии и другие.  Я  обратилась к теме формирования ключевых компетенций учащихся. Жизнь показала, что данная тема является актуальной в настоящее время. Ведь современному обществу требуются квалифицированные, предприимчивые, инициативные специалисты, да к тому же умеющие оперативно работать с информацией. Создание базы информационной культуры выпускника школы обеспечит его быстрейшую адаптацию в информационном обществе.
Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Все из выделенных учеными компетенций закладываются на начальном этапе обучения. Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личностью в средней школе, а потом и далее, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни.
Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Поэтому я своих детей учу:
1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию; думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.
2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.
3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.
4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
К наиболее значимым компетентностям личности, необходимым для продолжения образования, относятся:
·        Коммуникативная компетентность
·        Информационная компетентность
·        Учебно-познавательная компетентность .
Каждая из ключевых компетентностей имеет свою структуру. В ней можно выделить отдельные составляющие (аспекты), которые выражаются в конкретных видах деятельности. Знание этих составляющих обеспечит педагогу возможность операционализации деятельности по развитию компетентностей.
Я считаю, что средствами информационных технологий можно формировать не только специфические, «информационные» знания и умения, но и такие ключевые компетенции, которые определяют мировоззрение человека, стиль его мышления и мотивы поведения: социальная, коммуникативная, когнитивная и специальная, составляющими которых являются:
·         умение принимать верное решение, отделять главное от второстепенного;
·         умение делать выводы, аргументировать высказывания;
·         способность к созидательной деятельности;
·         умение вести диалог;
·         самостоятельность и способность к самоорганизации;
·         толерантность, терпимость к чужому мнению;
·         умение работать с документами, классифицировать их;
·         умение отстаивать собственное мнение.
Для успешной реализации задач формирования ключевых компетенций требуется не только современное техническое оснащение школы, но и выполнение ряда других условий: значительное повышение уровня профессионального и общегуманитарного взаимодействия педагогов и учащихся; расширение возможности доступа к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Internet; повышение эффективности самостоятельной работы учащихся благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с учителем.
Как  научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Названная проблема и задача решается с помощью метода учебных проектов, используя его как компонент предметной классно-урочной системы образования. Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения определяются самим учащимся на основе его интересов, индивидуальных особенностей, жизненного опыта, потребностей, мотивов и способностей, что ведет к повышению эффективности обучения школьников.
Через использование метода проектов развиваю активное самостоятельное мышление ребенка, его творческие, интеллектуальные, коммуникативные умения: учу работать с текстом (чтение текстов, выделение главной мысли, вести поиск информации, анализировать ее, делать обобщения, выводы). Подбираю такие тексты, содержание которых служит стимулом последующих высказываний учащихся, мысли, поводом к общению. Здесь учащиеся учатся вести беседу, дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументацией, используя имеющиеся необходимые знания в любой ситуации, активно, самостоятельно, критически мыслить.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Например, в проекте «Лес – наш друг» основополагающий вопрос – «Что мы знаем о лесе?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом «Какие вы знаете виды лесов?». Другая группа работает с вопросом «Кто обитает в лесу?». Третья группа работает с проблемным вопросом «Значение леса в жизни людей?».
Необходимо учитывать возможность интеграции учебных предметов для более эффективной реализации проектной деятельности.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как литературное чтение, природоведение, иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
В УМК «Начальная школа 21 века» задача развития устной и письменной речи учащихся решается комплексно, системно и непрерывно. Уроки провожу с использованием различных форм сотрудничества, в форме заседаний клубов «Спор-клуб» по курсу «Литературное чтение и русский язык», «Мы и окружающий мир» по курсу «Окружающий мир». Организаторами таких заседаний являются сами учащиеся (под моим негласным руководством). Они ведут заседания по определенному плану, могут приглашать родителей, учителей, друзей. На таких заседаниях школьник решает ряд коммуникативно-практических задач. Став членом клуба дети ведут общение с учителями средней школы, что повышает устойчивый интерес к предмету и восполняет недостаток общения со взрослыми людьми. Также эффективными считаем работу в парах и группах.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование ситуаций живого общения, привлечение различных источников информации, общественных ресурсов, решение задач исследовательского характера, использование активных форм построения учебного процесса способствуют формированию ключевых компетентностей  младшего школьника.
Игровые технологии.                                                                                                В самых разных  системах обучения игре отводится  особое место. И определяется  это тем,  что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от  рождения и до наступления  зрелости  уделяет огромное внимание играм.
Для младшего школьного возраста  характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно   игровую. Для младшего школьника  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается  такое качество деятельности, которое  характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью  в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе  возникает нечасто. Она является  следствием целенаправленных управленческих  воздействий и организации  педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.
При поступлении детей в школу  мною проводилась  педагогическая диагностика по определению  готовности к школьному обучению. В результате чего было выявлено: предпосылки к овладению звуковым анализом сформированы у 30% детей, зрительное восприятие -50%, пространственное восприятие -  90%, фонематический слух - 50%,  произвольность - 30%.
Младший школьный возраст  - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Поэтому  в данном возрасте  в игре развивается:
-мотивационно - потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение  для ребёнка, чем личные);
- проявляется познавательный интерес  (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает  в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания);
- развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения)
-развиваются умственные действия.
Построить  свою собственную систему  использования дидактических игр  невозможно без должной теоретической базы.  Я познакомилась с работами Д.Б.Эльконина,  П.И.Пидкасистного, Г.К.Селивко и выяснила, что наиболее приемлемой технологией повышающей  познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.
Психологический механизм дидактической игры  опирается  на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование  определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие   универсальных учебных действий,  развитие трудовых навыков;
-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать,  сопоставлять,  находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные  решения, развитие мотивации;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и    ценностям общества, адаптация  к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция,  обучение общению.
Большинству игр присущи  четыре главные  черты (по С.А.Шмакову):
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, реализация целей, анализ результатов. В структуру игры как процесса  входит: взятие на себя роли, игровые действия,  как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т. е, замещение реальных вещей игровыми, условными, реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Дидактическая игра обучающего характера  сближает  новую познавательную деятельность ребёнка  с уже  привычной  для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, позволяет  сделать  любой  учебный материал  увлекательным, вызывает у ученика глубокое удовлетворение.
В дидактической игре  основным типом деятельности является  учебная, которая вплетается в игровую. Дидактическая игра это вид учебной деятельности  в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью.
Игровые  ситуации стараюсь разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило,  что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные  на материале различной  степени трудности,  дают мне возможность осуществлять  дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем   развития.  Характер деятельности учащихся  зависит от места  игры на уроке, в системе  уроков. Если игра  используется   при объяснении  нового материала, то в ней я продумываю практическую деятельность детей  с группами  предметов или рисунков. При закреплении материала использую  игры, где применяются  правила, алгоритмы. В большинство игр часто вношу  элементы соревнования, что также повышает активность детей  в  процессе обучения.
Указанная выше классификация дидактических игр не отражает всего разнообразия, но позволяет  ориентироваться в обилии  игр и успешно применять их на практике.
Использование  дидактических игр в учебном процессе  способствует:
-формированию  уверенности в себе, заинтересованность в учении;
-повышению   самостоятельности;
-развитию  внимания, снятию  напряжения, особенно при изучении нового  и проверке знаний;
-изменилась самооценка  и взаимооценка. (Приложение 3.)
Я считаю,  использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает  фундамент для обучения  дальше. По результатам диагностик ученики готовы к переходу на новую ступень. Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.  В итоге среди моих учеников нет неуспевающих, качество знаний 2013 /2014 -57% , 2014/2015-57%, 2015-2016 -63%.  Удовлетворённость школьной жизнью 2013/2014 -3,5;  2014/2015 - 3,4; 2015/2016 -3,5.
Как говорил К.Д.Ушинский: «Приучить  ребёнка  делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свои обязанности вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны.
Я пришла к выводу, что игра  мощный стимул в обучении. Посредством игры  активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание  к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.
Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных от­ношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конк­ретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимис­тической гипотезой. Она означает определение оптималь­ной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне неболь­шие успехи, проявляет больший интерес, добивается не­сколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.
Я изучаю и формирую  мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника стараюсь выявить состояние его познавательной и мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика стараюсь иметь обоснованный план формирования его мотивации.
Формировать мотивацию - значит не заложить го­товые мотивы и цели в голову учащегося, а поста­вить его в такие условия и ситуации развертывания актив­ности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого уче­ника.
                                    Развивающее обучение                                                                                           Развивающее обучение – это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным  приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний  и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Ребёнок приходит в школу, достигнув определённой ступени развития. Школьное обучение должно учитывать  и этот фактор. Как писал Л.С. Выготский: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определённую стадию детского развития, проделанную ребёнком до поступления в школу. Учёт уровня развития ребёнка и опора на зону его ближайшего развития позволяет сделать обучение средством формирования всесторонне развитой личности».
Довольно высокий уровень наглядно-образного мышления детей служит мне основой для последующего формирования логического мышления в процессе их познавательной деятельности.
Думаю, что успех в интеллектуальном развитии ребёнка, предполагающем его продвижение к высокому уровню сформированности внимания, восприятия, мышления, речи находится в прямой зависимости от организации учителем познавательной деятельности детей на уроке.
Планируя свою работу, стараюсь подбирать такие задания, которые предусматривают постепенное овладение такими приёмами мыслительной деятельности, как аналогия по одному или нескольким признакам, анализ наблюдаемых объектов, синтез, сравнение их, обобщение, конкретизация и т.д.
Постепенно дети не только овладевают приёмами учебной работы, но и полностью осознают цель и особенности их использования. В дальнейшем они применяют их самостоятельно для открытия новых знаний или успешного применения ранее усвоенных знаний в новых условиях, что является основным показателем  продвижения личности в умственном развитии.
Эффективность организации умственной деятельности детей в значительной степени зависит от условий протекания учебно-познавательного процесса, одним из которых является стиль взаимоотношений учителя и учащихся.
Ребёнок должен ощущать радость от общения с учителем – только в этом случае его познавательный труд будет эффективным, а обучение развивающим.
Исследовательская деятельность.                                                                                                 Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.   Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.                                                     При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности можно использовать и игровые приемы: «Кто первый увидит?», «Кто быстрей найдет?».                                                                Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы.
         Использование элементов технологии проблемного  обучения           Использование  на уроках русского языка и математики  активных методов обучения дает учащимся не просто получать готовые знания, а самостоятельно их добывать в процессе  познавательной и творческой деятельности.  Для решения поставленных задач использую систему форм, методов, средств обучения и  типов уроков, которые способствуют развитию познавательных и творческих способностей.   Так как классно-урочная форма является основной системой организации обучения, то изыскиваю возможности для дифференциации, применяя индивидуально-групповые формы обучения.           В своей работе  я опираюсь на следующую систему методов проблемного обучения  (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером): объяснительно иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый; исследовательский.                                                                                                             На уроках использую  шесть дидактических  способов организации процесса проблемного обучения (то есть общих методов), представляющих собой три вида изложения учебного материала и три вида организации самостоятельной учебной деятельности учащихся:  монологическом; рассуждающем; диалогическом; эвристическом; исследовательском; методе проектных заданий.                                                                                                                При монологическом методе сама объясняю сущность новых понятий, фактов, даю учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации,  форма изложения – рассказ, лекция.                                                         Например: При изучении темы «Имя существительное» в начальных классах используем коллективную деятельность с ведущим методом введения элементов проблемной ситуации. Объяснение нового материала считается одним из сложных этапов урока, поскольку дети получают сведения неизвестные, либо частично из­вестные. Традиционно объяснение существует и осуществляет его учитель, предлагая учащимся знания в готовом виде. Проблемное обучение предпола­гает иной подход: школьники под руководством учителя сами «получают» необходимые сведения, т. е. как бы самостоятельно ведут исследования дан­ного вопроса.                                                                                      Используя в своей работе методы рассуждающего изложения,  создав проблемную ситуацию,  анализирую фактический материал, делаю выводы и обобщения.    Часто на уроках используется метод диалогического изложения.    В  созданной проблемной ситуации сама ставлю проблему и решаю её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы формы обучения – поисковая беседа, рассказ.                                                     Использование метода эвристических заданий, суть которого заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.                                                        В данном случае  также используется метод  исследовательских заданий, который организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности.   Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, создание презентаций.
            Со второго класса начала вводить в урок  метод проектных заданий. Это метод, при котором учащиеся с помощью, подготовленных дидактических и технических средств могут приобретать новые знания и новые действия. Ученики индивидуально или коллективно выбирают проблемный вопрос и начинают работу по созданию проекта, чтобы найти ответ на возникшую проблему. Так в 3 классе группа из 4 человек работала над проектом «Значимые части слова. Роль частей слова в названиях грибов». Сочетание парной, групповой и индивидуальной работы учащихся помогают мне в организации трех основных форм коллективной деятельности: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей.
        

 Использование методов мотивации и стимулирования обучающихся.        
                    - Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.                                                          - Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.                                                                                                  - Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлективности, прогнозирование будущей деятельности.                                                                           - Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Используя методику и технологию проблемного обучения, были достигнуты  следующие результаты:
1.     созданы все условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся посредством активных методов на уроках;
2.     создана положительная мотивация учащихся к самосовершенствованию, саморазвитию, самостоятельности, сотрудничеству, творческому поиску, созиданию на уроках русского языка, математики и во внеурочной деятельности.
На каждом уроке можно развивать умение работать в парах, в группах, использовать дополнительную литературу, организовывать исследовательскую деятельность.
Используемые приемы помогают налаживать контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляя у ребят только положительные эмоции.

Непременным условием завершения урока является рефлексия, которая даёт учителю обратную связь, показывает уровень заинтересованности детей предложенным изложением материала. Приложения.
(приложения см. образ.технологии)

                                 
       
                                                


                               





Комментариев нет:

Отправить комментарий