Образовательные технологии

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В  этой группе  игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка»,  «Кот-буквоед»,  «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко»,  «Определи курс корабля».
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых  ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются  карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи  в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи   закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
 Использование дидактических игр на уроках различных типов.
Тип урока.
Дидактические игры.
Назначение игры.
Реализация диф. подхода
Изучение нового материала.
Игры, связанные с  исполнительской деятельностью детей
Усвоение новых понятий и способов
Распределение ролей
Закрепление ЗУН.
Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование.
Выработка умений и навыков, применение их  на практике.
Содержа ние заданий
Обобщение и систематизация ЗУН.
Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности.
Установление уровня овладения  теоретическими знаниями и способами познавательной
деятельности.
Распределение ролей и содержание заданий.
  
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ

Проблемно-диалогическая технология обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:
результативной - обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности:
здоровьесберегающей — позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
Примеры создания разных проблемных ситуаций и диалогического выхода из них.
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных
Учитель
Ученики
-                      Прочитайте предложение.

-         Найдите однородные члены в этом предложении.
-         К какой части речи они относятся?
-         Определите их род и падеж (предъявление первого факта).
-         Выделите их окончания (предъявление второго факта).

-         Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)
-                      Какой возникает вопрос? (Побуждение  к формулированию проблемы.)
-         Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
-         Сестре, дочери.

-         Это существительные.
-         Женский род, предложный падеж.

-                      Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).
-         Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия).
-         Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.)

Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число»
Учитель
Ученики
-        Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими).
-        Вы смогли выполнить задание?
-        В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия.)
-        Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
-                      Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

-         Нет, не смогли.
-         Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия).
-         Умножение на двузначное число (учебная проблема как: тема урока).

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого зна­ка после шипящих на конце существительных»
Учитель
Ученики
-                      Прочитайте слова на доске.

-                      Чем все эти слова похожи?

-                      А чем слова отличаются?

-                      Над какой темой будем работать?
Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.
-         Это существительные с шипящими на конце.
-         В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет.
-         Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема).


Таблица 1
Мотивация учащихся по видам мотивов

Распределение ответов
1- класс
2- класс
3- класс
число ответов
% к итогу
число ответов
% к итогу
число ответов
% к итогу
внутренние мотивы
18
38,9
28
44,4
19
64,0
внешние положительные мотивы
12
22,2
28
33,3
19
25,3
внешние отрицательные мотивы
18
38,9
16
22,3
8
10,7
Итого
48
100,0
72
100,0
46
100,0

В первом классе преобладают внешние мотивы над внутренними (61,1% против 38,9%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных больше (38,9% против 22,2%). Во втором классе картина меняется: растет доля внутренних мотивов, уменьшается доля внешних. В третьем классе на долю внутренних мотивов приходится уже 64%, а доля внешних отрицательных мотивов снижается до 10,7%.
Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими для учащихся в каждом классе.
Таблица 2
Анализ доминирования мотивов  у учащихся
Преобла-дающие мотивы
Число ответов
1- класс
2- класс
3- класс
число учащихся
% к итогу
число учащихся
% к итогу
число учащихся
% к итогу
внутренние
5
27,8
10
41,7
13
80,0
внешние по-ложительные
4
22,2
4
16,7
2
8,0
внешние от-рицательные
2
11,1
2
8,3
1
4,0
не доминирует
7
38,9
2
33,3
2
8,0
Итого
18
100,0
18
100,0
18
100,0


Грамота
Уроки обучения грамоте предоставляют большие возможности для развития речи, памяти, формирования наблюдательности детей, их творческого воображения. Многочисленные иллюстрации, помещённые в «Букваре» позволяют предлагать детям учебные ситуации, направленные на интенсивную познавательную деятельность.
Например, дети молча рассматривают иллюстрацию, закрывают учебники и после этого отвечают на вопросы:
1) Во что одет мальчик, стоящий у доски?
2) Сколько яблок держит в руках девочка?
3) Какие цветы растут на поляне?
4) В котором часу происходит действие, изображённое на картинке?
5) Сколько кактусов стоит на окне?
Систематическое использование таких заданий способствует развитию устойчивости и широты внимания, точности зрительного восприятия. Учебные приёмы, которые использую на уроке обучения грамоте при знакомстве с новым звуком, основаны на аналитико-синтетической деятельности детей и способствующие развитию фонематического слуха.
Например, 1) Кто догадается, какой третий звук в слове родина?
2) А в каком из слов: дом, стол, школа, тетради есть этот звук? (тетради).
3) Какие из данных слов начинаются этим звуком? (Дуб, диктант, дерево, друг, дедушка, Дима).
4) Есть три звука – «т», «к», «о». Какие слова можно из них составить? (Ток, кот, кто).
Фонематические упражнения как приёмы учебной деятельности включают в себя операцию сравнения, позволяющую устанавливать сходства и различия между звуками, слогами, фонетическими словами. Такие упражнения провожу в конце букварного периода и на уроках русского языка.
1. Какими звуками различаются пары слов? (Дом-сом, сон-сок и т.д.)
2. Какие слова можно составить, изменив один звук в слове?
кот (рот, бот, вот, ком, кол)
стол (стул, стал, сток, стон) и т.д.
3. Сколькими звуками различаются пары слов? Назовите эти звуки.
рука-река                                 лес-лось
кот-кит                                    липа-лапа
Задания «Букваря» Л.Е.   Журовой, О.А.Евдокимовой  помогают развивать речь детей, внимание, творческие способности.
Например. 1. Какие тут слова?
кара-бан                               тара-мот
бара-бас                               беге-брод
бук-то                                  бала-рам
боло-вы                               бутер-гам
(барабан, Карабас, буквы, болото, тарарам, бегемот, балаган, бутерброд).
2. Многозначные слова:
Лапки  /  лапы     /   лапник
У кого лапы, а у кого лапки.
Очень нравятся моим детям игры «Подскажи словечко», «Загадки слов», «Отгадай и нарисуй», «Сочиняй, придумывай», «Весёлые ошибки». Например. (Репуста, огурбузы, помидыни, чеслук, сельдерошек, моркофель.)
Интересны темы «Про всё на свете», «Времена года», песенки, потешки, поговорки, скороговорки, весёлые стихи, ребусы.
Насыщены эти учебники и воспитательным материалом. Например, «Хлеб всему голова», «Мы в театре», «Культура общения», «Моя семья», «книга природы», и т.д.
В своей работе использую различную детскую литературу, часто читаю детям сама. Считаю, что слушая моё чтение, у ребёнка развивается интерес к чтению, расширяется кругозор, ребёнок приобретает вкус к художественному слову.
На уроках литературного чтения, развития речи и русского языка использую модульные технологии по совершенствованию техники чтения.
1. Игра «Снежный ком»
зн                                ст
зна                              сто
знам                            стол
знамя                          столб
2. Чтение на выдохе.
3. Проколотый мяч.
4. Насос.
5. Игра «глухой телефон» - чтение с оттенком возмущения, радости и т.д.
6. Работа над скороговоркой.
7. Игра «Зелёная дорожка», читаем поверх зелёной закладки.
8. Игра «Найди слово».
пе(сок)ол, са(рай)он
9. Игра «Эхо» - чтение за учителем.
10. Жужжание чтения.
11. Текст читает учитель, а дети следят и вычёркивают букву или слог. Проверяют друг друга.
С произведениями фольклора дети встречаются рано. Придя в школу, они уже знают сказки, считалки, песенки. Использую на уроках пословицы, поговорки, загадки, скороговорки и т.д. В журнале «Начальная школа» №9, 2001г. материал распределён в соответствии с изучаемыми орфографическими и пунктуационными правилами. Например, игра «Собери пословицу»
Век живи, -                                                                  твоя неделя.
Дарёному коню                                                               век учись.
Семь раз отмерь                                                в зубы не смотрят.
Мели, Емеля                                                         один раз отрежь.
Такие задания учат строить логически завершённые предложения, объяснять смысл высказываний.
Тяжёл на подъём                                                  Лёгок на подъём.
Семи пядей во лбу                                    Звёзд с неба не хватает.
Капля в море                                                        Хоть пруд пруди.

В двух шагах                                                              Рукой подать.
За тридевять земель                                                 На краю света.
Работа с фразеологизмами-антонимами и фразеологизмами-синонимами помогают развивать внимание, сравнивать и делать выводы.
Задания на развитие памяти:
1. Прочти столбик словарных слов за 8 секунд, повтори слова.
2. Рассмотри открытку, расскажи, что в центре и т.д.
3. На доске записаны 10 слов, 20 секунд на запоминание. Написать по памяти в этом же порядке.
Игры: «Восстанови сказку», «Угадай, чей голосок», «Слово – ассоциация» - помогут в развитии образно-ассоциативного мышления,  логического мышления, фонематического слуха, памяти,  воображения, сосредоточенности.
Игры-сочинения помогают развивать воображение, творческую активность, мыслительную деятельность.


1. Что меня радует, что огорчает.
2. Если бы я был волшебником.
3. Если бы я сидел на волшебной парте.
4. Если бы у меня была волшебная ручка.
5. Если бы я был бабочкой.
6. Для чего я учусь.
7. Каким я представляю себя через 10 лет.


Одной из самых актуальных проблем в современной методике русского языка в начальных классах является проблема развития речи младших школьников. Работаю над звуковой стороной речи:
1. повтори цепочки слов: зя-зи-зю-зё-зме, зя-зи-азя-злю-зде, зли-зде-змя-зве-зи,  обогащением, уточнением и активизацией словарного запаса:
2. произнес несколько раз слова, в которых звук «з» находится в разных позициях (в начале, в середине, в конце слова).
Зяблик, зима, зелень, зеркало, зёрна, озёра, хозяин, газета, вазелин.                           Земля, зимовка, зябнуть, земляника, зебра, обезьяна, музей, тазик, изюм;
3. работа над словосочетаниями и предложениями в плане развития речи.
Проговори предложение, закончи его…
Кузьма запустил в небо …
  
ПАМЯТКА
 Вопросы – помощники:
Как называется ваш проект?
Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта.
Почему важно ответить на этот вопрос (решить проблему)?
Зачем вы делаете этот проект?
Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)?
Расскажите (расскажи), что у вас получилось?
Каково назначение вашего проекта?
Что вам удалось выполнить сразу и почему?
Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможете ли вы назвать причину?
Оцени качество выполнения и оформления проекта?
Что особенно понравилось в работе над проектом?
Расскажи о своей роли в проекте.
Чему ты научился во время участия в данном проекте?
                                           
                                        Проблемные ситуации на уроках математики
Например на уроках математики при изучении темы «Нумерация чисел» следующие проблемные ситуации:
Тема  “Десяток”
1. Проведи прямую линию так, чтобы она пересекала кривую линию:
в двух точках;   в трех точках;   в пяти точках;   в шести точках.
2. Найдите  “лишнее” число: 7, 6, 8, 10, 5, 2.
3. Пронумеруй деревья по высоте начиная с самого высокого дерева:
               
4. Сколько на рисунке треугольников? Сколько на рисунке четырехугольников? Сколько всего фигур?
II. Место каждого числа в натуральном ряду.
1.     Посчитай грибы. Запиши цифрами числа, которые ты называешь. Проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
2.     Подумай, как ты получил каждое следующее число?
2. Какие числа пропущены?        _ 2 3 _  _ 6 7 _ 9
3. Выбери ряд чисел, которым можно пользоваться при счете предметов:
а) 1, 2, 4, 3. 5, 6, 7, 9, 8;
6) 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1;
в) 1, 2, 3, 4, 5, 6. 7. 8, 9;
г) 1, 3, 2, 5, 4, 7, 6, 9, 8.
4. Сколько листов между пятым и девятым листами альбома?
5. Сколько всего грибов на каждой картинке (грибы и корзинка):
   
  
III. Принцип образования натурального ряда чисел:
1. Назови соседей чисел: 8, 5, 1.
2. Увеличь на 1 число: 6, 9, 3.
3. Запиши число на 1 меньше, чем: 5, 1,9.
4. Скажи, какое число равно сумме всех предшествующих ему в ряду?
5. Какие числа должны стоять в следующем ряду?
5
4 4
3 3 3
2 2 2 2
… … …
6. Каких чисел не хватает в ряду?  4 4 4 4 3 3 3 _ _ 1.
7. Напиши числа: 5, 6, 7, 8, 9. На сколько каждое следующее число больше предыдущего? Можно ли назвать этот ряд чисел натуральным? Напиши еще один отрезок натурального ряда.
8. Лестница состоит из 7 ступенек.
Какая ступенька находится на середине лестницы?
IV. Сравнение чисел.
1. Какие числа можно вставить в “окошки”, чтобы получились верные неравенства? >    <    >   6<    9>    4<    <8
2. Какие из чисел, записанных в строке, меньше 6?
1,9,7.5,4,2,8,6,3. Назови их по порядку.
3. Найди ошибки:
8=8    6>4    4<1
4. На велосипедах катались 9 мальчиков и 7 девочек. Кого было меньше? Как записать? Кого было больше? Как записать?
5. Какие числа надо зачеркнуть, чтобы среди оставшихся чисел каждое следующее было на 2 больше предыдущего? 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 .

   Тематический план  клуба «Мы и окружающий мир»

п/п
Тема аудиторного и внеаудиторного занятия
Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия
1
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)
Групповая и индивидуальная деятельность /кружковое занятие в учебном кабинете
2
Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)
Групповая и индивидуальная деятельность/кружковое занятие в учебном кабинете
3
Техника безопасности: правила   поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены.  Правила поведения в природе
Коллективная и индивидуальная деятельность/ кружковое занятие в учебном кабинете  (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)
4
Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения региона)
Коллективная и индивидуальная деятельность / экскурсия в осенний лес, парк и т. д.
5
Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)
Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание – работа с источниками информации;   презентации (отчеты по результатам выполнения индивидуальных домашних заданий) и оценка презентаций
6
Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России
Индивидуальная,   групповая, коллективная деятельность / домашнее задание – поиск и обобщение информации; презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации), экскурсия в заповедник, заказник, ботанический сад (при наличии условий)
7
Деревья, кустарники, травянистые растения региона
Коллективная деятельность/ кружковое занятие в учебном кабинете (подготовка  к выставке)
8
Определитель растений региона (деревья, кустарники, травы)
Коллективная деятельность/презентация «Определителя растений»
9
Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»
Коллективная и индивидуальная деятельность/выполнение вступительных заданий



Тренажер табличное умножение  ссылка здесь   https://yadi.sk/i/_2kdAaTOkygwC 
 Проверка техники чтения            ссылка здесь   https://yadi.sk/d/91C6xG3akyiaJ
Детские  развивающие игры            ссылка здесь    http://www.teremoc.ru/game/game390.htm

                                         Подвижные игры
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.  Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — писал В. А. Сухомлинский

        Подвижная игра «Кот и мыши»

Необходимо расставить стулья кругом таким образом, чтобы сиденья были направлены внутрь;
на каждый стул, кроме одного садится «мышка», за ее спиной стоит «кошка».«кошка» стоящая за пустым стулом подмигивает приглянувшейся «мышке», тем самым переманивая ее к себе;задача «мышки» - пересесть на пустой стул, задача «кошки» - ее удержать;оставшаяся без «мышки» «кошка» переманивает к себе другую; через некоторое время участники меняются ролями.
       Подвижная игра «Замри»                                                                                                Для игры необходим воздушный шар;ведущий подкидывает шарик и пока он летит, дети вольны двигаться как хотят - прыгать, бегать, но, как только шар окажется в руках, все замирают;те, кто не успел остановиться - выбывают из игры.    «Кольцо, кольцо, выйди на крыльцо»        
Все дети садятся рядом, сомкнутые ладошки на коленях, ведущий поочередно подходит к каждому, вкладывает свои ладошки с зажатым кольцом в ладошки играющих, и кольцо незаметно для других остается у одного игрока. 
  • Когда ведущий обойдет всех играющих, он должен крикнуть: «Кольцо, кольцо, выйди на крыльцо!». 
    Тот, кому досталось кольцо, бежит к ведущему, а сидящие рядом пытаются его поймать.                                                                                                                         «Море волнуется»
  •  Дети раскачиваются из стороны в сторону, кружатся в такт музыке и словам: 
    «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Морская фигура, замри!». 
    Услышав последнее предложение, играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки, и не шевелиться. 
    Ведущий отмечает красивые фигуры. 
    Автор самой лучшей становится ведущим.                                                                                                  Упражнения на визуализацию.                                                 
    Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими… А теперь — красными, а теперь — зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь — желтым.
  • 2.А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.
    Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?
    Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.
    А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.
    3.Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: «Как интересно!», «Ну надо же!», «Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!».
    4.Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование — медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.
    Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать — помогите: «Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?»
    Теперь игра окончена, можно отдохнуть.
    Суть игры понятна. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре. Эти игры не дадут вам скучать в долгой поездке или в пробке, или просто семейным вечером. Ребенок всегда рад поиграть с родителями, а родители рады, что игра развивающая.
  • О хороших и дурных привычках   


Комментариев нет:

Отправить комментарий