Проекты

Секция литературоведения.
«КАКАЯ ТЫ, БАБА ЯГА?»

                          Содержание.
  • Введение
  • Актуальность.
  • Проеблема.
  • Цели и задачи работы.
  • Характеристика образа Бабы Яги .
  • Заключение
  • Список использованной литературы








Введение .
Прочитав много русских народных сказках, я выскажусь о современных западных сказках и мультфильмах. После их просмотра на душе часто бывает тоска. Это, наверное, оттого, что герои их проявляют часто глупость, жестокость друг к другу, немилосердие, непрощение, гордыню, ими часто движет стремление к славе и наживе. И всё это преподносится как цель жизни.
Русские народные сказки, наоборот, дарят человеку незримые духовные богатства. И я верю: пока рассказывают бабушки сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.
Актуальность.
Русские народные сказки мне рассказывала и читала моя бабушка перед сном. А ей их рассказывала её бабушка.
Слушая русские сказки, я чувствую, что заключенная в них мудрость исходит из глубины веков. Сказки очень разные: о царях и птицах, о солдатах и ведьмах, о страданиях добрых людей, но неизменна в них победа добра над злом. И от этого на душе становится тихо и радостно.
Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей.
Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба Яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам. Народная мудрость гласит: «По одёжке встречают, по уму провожают». Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания. Мы знаем, что не всегда положительные герои народных сказок привлекательны внешне («Царевна - лягушка»), но народ ценит их за трудолюбие, ласку, способность прийти на помощь. Самый спорный образ русских народных сказок – Баба Яга.

Поэтому я выбрал тему исследования: «Баба Яга – злой или добрый образ?»
Проблема: - злой или добрый персонаж Баба Яга.
Предмет исследования – русские народные сказки.
Цель работы: подробно изучить образ Бабы-Яги.
Задачи:
1. Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках.
2. Изучить этимологию имени сказочного персонажа Баба — Яга.
3. Составить Частотный словарь характеристик имен Бабы - Яги.
4. Прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга.
5.Проанализировать и обобщить полученные данные.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, классификация, обобщение).

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.
По сообщению В. Даля, первое слово «БАБА» происходит от слова «БАБАЙКА», которым пугают детей. Второе слово «ЯГА» означает лесную женщину с наглым, ворчливым характером.

                                 ХАРАКТЕРИСТИКА БАБЫ ЯГИ.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей:
Там ступа с Бабою Ягой
Идет-бредет сама собой…


Леса. Болота. Глухомань. Чертов угол. Родина Бабы Яги -село Кукобой.
Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться жить и быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло наказано.
I.Прочитав множество сказок, я узнал про Бабу Ягу, что она бывает разной:
1)Яга–воительниц (сказка «Василиса – прекрасная») сражающая с героями и побеждающая многих из них. Она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем,
2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.Гуси - лебеди»)
3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы:
а) Яга–советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре):
( «Василиса Премудрая»)
б) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).
( «Баба Яга»)
(«Василиса Прекрасная»)
в) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя. (« Финист - ясный сокол»)
г) Яга–дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками). (« Финист - ясный сокол»)

Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что Баба Яга – положительный персонаж.

II. В сказках мы видим Бабу Ягу как отрицательный персонаж.
Вот как она описывается в сказках.
входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)
на лавке сидит седая старуха, прядет кудель. 
(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист - ясный сокол»)
Бедную Бабу-ежку часто называют: беззубая, костяная нога, нос крючком. По этому описанию понятно, что это плохой человек.
Да и живет-то Баба Яга не в доме, а :
- в избушке на курьих ножках, на бараньих рожках;
- стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается;
- избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)
...стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)
Пугающее описание дома и можно сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.
С костяной ногой Бабе Яге трудно передвигаться, поэтому у нее необычное средство передвижения - железная ступа, которая пестом погоняется, помелом заметается.

Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.

Но тогда почему в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).
III. Но злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся страшные угрозы.
Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
Но в других сказках мы слышим выражения, характеризующие её как доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к пришедшим в её дом: «добрые молодцы», «красная девица», «голубчик» .
С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Иван-царевич, Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой».
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, Иван-царевич. Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде? («Марья Моревна»)
Заключение
В процессе выполнения настоящей работы я прочитал много сказок о Бабе Яге.
Я ещё раз убедился в народной мудрости «По одёжке встречают, по уму провожают».
В ходе исследования я научился:
-анализировать сказки;
-давать характеристики главным героям произведения;
-находить полезную информацию;
-делать выводы.
Исследование позволяет сделать вывод, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку.
Таким образом:
-Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;
-она может быть разной – и доброй, и злой;
-часто она помогает герою, спасает его;
-Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.

Список использованной литературы
  1. АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.
  2. Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.
  3. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
  4. О рус­ских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г. - 176 с.
  5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.




1 комментарий: