Секция
литературоведения.
«КАКАЯ ТЫ,
БАБА ЯГА?»
Содержание.
- Введение
- Актуальность.
- Проеблема.
- Цели и задачи работы.
- Характеристика образа Бабы Яги .
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
.
Прочитав
много русских народных сказках, я
выскажусь о современных западных сказках
и мультфильмах. После их просмотра на
душе часто бывает тоска. Это, наверное,
оттого, что герои их проявляют часто
глупость, жестокость друг к другу,
немилосердие, непрощение, гордыню, ими
часто движет стремление к славе и наживе.
И всё это преподносится как цель жизни.
Русские
народные сказки, наоборот, дарят человеку
незримые духовные богатства. И я верю:
пока рассказывают бабушки сказки внукам,
в душе человека будет побеждать не злое
начало, не стремление к призрачным
материальным благам, а возвышенное
стремление к правде и добру.
Актуальность.
Русские
народные сказки мне рассказывала и
читала моя бабушка перед сном. А ей их
рассказывала её бабушка.
Слушая русские
сказки, я чувствую, что заключенная в
них мудрость исходит из глубины веков.
Сказки очень разные: о царях и птицах,
о солдатах и ведьмах, о страданиях добрых
людей, но неизменна в них победа добра
над злом. И от этого на душе становится
тихо и радостно.
Сказки –
прекрасное творение искусства. Наша
память неразлучна с ними. Русская сказка
создала замысловатый мир. Всё в нём
необыкновенно: топор сам рубит лес,
печка разговаривает, яблоня укрывает
своими ветвями детей, бегущих от посланных
Ягой гусей-лебедей.
Почти во всех
волшебных сказках одним из героев
является Баба Яга. Что в этом лихом
существе такого, что пугает, а одновременно
и влечёт, притягивает к сказкам. Народная
мудрость гласит: «По одёжке встречают,
по уму провожают». Не внешность и
производимое впечатление важны в
человеке, а его характер, способности,
знания. Мы знаем, что не всегда положительные
герои народных сказок привлекательны
внешне («Царевна - лягушка»), но народ
ценит их за трудолюбие, ласку, способность
прийти на помощь. Самый спорный образ
русских народных сказок – Баба Яга.
Поэтому я
выбрал тему
исследования:
«Баба Яга – злой или добрый образ?»
Проблема:
- злой
или добрый персонаж
Баба Яга.
Предмет
исследования
– русские народные сказки.
Цель работы:
подробно
изучить образ Бабы-Яги.
Задачи:
1. Познакомиться
с особенностями изображения Бабы Яги
в сказках.
2. Изучить
этимологию имени сказочного персонажа
Баба — Яга.
3. Составить
Частотный словарь характеристик имен
Бабы - Яги.
4. Прочитать
волшебные русские народные сказки, в
которых одним из персонажей является
Баба Яга.
5.Проанализировать
и обобщить полученные данные.
Методы
исследования:
для решения поставленных задач в работе
используется описательный метод (а
именно: наблюдение, классификация,
обобщение).
Практическая
значимость исследования: данный
материал можно использовать на уроках
литературного чтения, при проведении
классных часов и викторин.
По сообщению
В. Даля, первое слово «БАБА»
происходит
от слова «БАБАЙКА»,
которым пугают детей. Второе слово
«ЯГА»
означает лесную женщину с наглым,
ворчливым характером.
ХАРАКТЕРИСТИКА
БАБЫ ЯГИ.
…Там на
неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей:
Там ступа с Бабою Ягой
Идет-бредет сама собой…
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей:
Там ступа с Бабою Ягой
Идет-бредет сама собой…
Леса. Болота.
Глухомань. Чертов угол. Родина Бабы Яги
-село Кукобой.
Чему может
научить мудрость народных сказок? Самое
главное – это стараться жить и быть
добрым, смелым и милосердным, честным
и трудолюбивым. И сказочные повествования
ненавязчиво рассказывают о том, что
добро и трудолюбие будет вознаграждено,
а зло наказано.
I.Прочитав
множество сказок, я узнал про Бабу Ягу,
что она бывает разной:
1)Яга–воительниц
(сказка «Василиса – прекрасная»)
сражающая с героями и побеждающая многих
из
них.
Она выступает против приехавших в ее
царство богатырей, причем,
2) Яга
– похитительница – в сказках она часто
похищает детей и стремится изжарить их
в печи.
(«Гуси
- лебеди»)
3) Яга–дарительница,
которая, в свою очередь, подразделяется
на подтипы:
а) Яга–советчица
(Яга сама ничего не делает для героя, но
указывает, к кому обратиться за помощью,
к примеру, к своей старшей сестре):
( «Василиса
Премудрая»)
б) Яга –
повелительница сил природы и животного
мира (повелевает утром, вечером, ночью,
ветром, волками, медведями, другим лесным
зверьем).
( «Баба Яга»)
(«Василиса
Прекрасная»)
в)
Яга–покровительница (взявшая героя
под свою опеку,
следящая с помощью своих волшебных
помощников (совы, блюдечка) за похождениями
героя.
(« Финист - ясный сокол»)
г) Яга–дарительница
(одаривающая героя различными предметами
или существами–помощниками).
(« Финист - ясный сокол»)
Как мы видим,
привычный образ злой старухи разрушается.
И можно уже сделать вывод, что Баба Яга
– положительный персонаж.
II.
В сказках мы видим Бабу Ягу как
отрицательный персонаж.
Вот как она
описывается в сказках.
…входит - в
избушке сидит баба-яга костяная нога,
старая, беззубая. («Заколдованная
королевна»)
…на лавке
сидит седая старуха, прядет кудель.
(«Поди туда
- не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
…сидит там
баба-яга — костяная нога, ноги из угла
в угол, губы на грядке, а нос к потолку
прирос. (« Финист - ясный сокол»)
Бедную
Бабу-ежку часто называют: беззубая,
костяная нога, нос крючком. По этому
описанию понятно, что это плохой человек.
Да
и живет-то Баба Яга не в доме, а :
-
в избушке на курьих ножках, на бараньих
рожках;
-
стоит избушка на курьей ножке, об одном
окошке, кругом себя поворачивается;
- избушка
яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих
костей, на заборе торчат черепа людские
с глазами; вместо дверей у ворот — ноги
человечьи, вместо запоров — руки, вместо
замка — рот с острыми зубами.
(«Василиса Прекрасная»)
...стоит дом
бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов,
на одиннадцати шестах по человечьей
голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)
(«Марья Моревна»)
Пугающее
описание дома и можно сразу представляем
себе, что хозяйка такого дома должна
быть очень злой и кровожадной.
С
костяной ногой Бабе Яге трудно
передвигаться, поэтому у нее необычное
средство передвижения - железная ступа,
которая пестом погоняется, помелом
заметается.
Таким образом,
по внешней характеристике бабы Яги, мы
можем сделать вывод, что Баба Яга –
отрицательный персонаж.
Но
тогда почему в
большинстве сказок Баба Яга совершает
добрые поступки. Она помогает солдату
найти королевну («Заколдованная
королевна»), Андрею оттыскать Марью –
царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси
то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста –
ясного сокола («
Финист - ясный сокол»).
III.
Но
злой характер героини выдаёт и её речь,
в которой содержатся страшные угрозы.
…Вот
изжарю тебя в печи да съем и на косточках
покатаюсь.
(«Поди туда - не знаю куда, принеси то -
не знаю что»)
Но
в других сказках мы слышим выражения,
характеризующие её как доброго человека,
близкого к народной культуре. Ласково
она обращается к пришедшим в её дом:
«добрые молодцы», «красная девица»,
«голубчик»
.
С
той же лаской относятся к ней и герои
сказок: Иван-царевич, Василиса Прекрасная,
солдат – они называют её «бабушкой».
…-
Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, Иван-царевич. Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде? («Марья Моревна»)
- Здравствуй, Иван-царевич. Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде? («Марья Моревна»)
Заключение
В процессе
выполнения настоящей работы я прочитал
много сказок о Бабе Яге.
Я ещё раз
убедился в народной мудрости «По одёжке
встречают, по уму провожают».
В ходе
исследования я научился:
-анализировать
сказки;
-давать
характеристики главным героям
произведения;
-находить
полезную информацию;
-делать
выводы.
Исследование
позволяет сделать вывод, что образ Бабы
Яги несёт в себе большую смысловую
нагрузку.
Таким образом:
-Баба-Яга не
всегда в русских народных сказках злая
ведьма;
-она может
быть разной – и доброй, и злой;
-часто она
помогает герою, спасает его;
-Баба-Яга
может быть весёлой и смешной, а иногда
даже красавицей.
Еще многие
поколения детишек вырастут на русских
сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но
при этом смешная, забавная, добрая.
Сказки еще раз напоминают, что добро и
зло в этой жизни живут рядом, но добро
всегда побеждает.
Таким образом,
можно сказать, что поставленные в данной
работе цель и задачи выполнены.
Список
использованной литературы
- АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.
- Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.
- Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
- О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г. - 176 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.
Ахмадуллин Дамир занял 2 место! Молодец! Поздравляем!
ОтветитьУдалить