вторник, 5 марта 2019 г.

Масленица

Не найти такого человека в России, который бы не любил этот праздник! Масленицу ждут не только взрослые, но и дети. Масленица – самый шумный русский народный праздник. Масленицей на Руси провожали зиму и встречали весну.
Ерема ,"Масленица", Фома

"Скоморохи"

"Матрешки"

"Ой блины,ой блины....."

5 марта в нашей школе прошло мероприятие, посвященное проводам зимы.
Празднование Масленицы, само представление прошло в спортивном зале школы. Как положено на празднике: все от души веселились! Скоморохи и другие участники представления развлекали всех собравшихся в зале, дети водили хороводы, пели песни, частушки, зазывали весну и угощались пышными и вкусными блинами, которые под песню «Ой блины, блины» вносили в зал.
Чай из самовара, блины. Детскому счастью не было предела!
А блины  — просто объеденье! Спасибо огромное нашим мамочкам, бабушкам, кулинарные способности которых всех очень порадовали. Блинов было столько, что глаза разбегались: и с начинкой, и без начинки, но все попробовать было просто невозможно.
В заключение прощания с зимой все поедали вкусные и пышные блины! Я думаю, заряд веселья получили все!
                 Технологическая карта внеклассного мероприятия «Масленица»
.
Цель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Задачи:
Познавательные: Приобщить учащихся к миру русского быта, к миру русских православных традиций; стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.
Регулятивные: Способствовать развитию волевых качеств учащихся при включение детей в игровую деятельность.
Коммуникативные: Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в паре и коллективе; обеспечение условий для формирования собственного отношения к фольклорному произведению.
Личностные: Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Росии; формирование эстетических потребностей, ценно­стей и чувств; развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.



Оборудование: Проектор, интерактивная доска, музыка, компьютер.

Этап занятия
Содержание
Оборудование
1.Вводная часть
В записи звучит веселая русская нароДная музыка, скоморохи: Фома и Ерема. Фома.
Нынче у нас
Представленье - высший класс!
У нас сегодня праздник
Веселись и пой, проказник!
Ерема.
И детей, и пап, и мам
Приглашаем в гости к нам!
Собирайтесь, люди, Представление здесь будет!
Скоморохи (вместе).
Публика собирается, Представление начинается!
Фома.
Проектор, интер­активная доска, музыка, компью­тер



3


Приглашаем всех сюда,
Почтенные господа!
Ерема.
Здесь фольклорная старина
С современностью дана!
Звучит русская плясовая. Танец.
Ерема. Здорова, Фома!
Фома. Здорово, Ерема!
Ерема. Откуда идешь?
Фома. С ярмарки!
Ерема. Велика?
Фома. Не мерил.
Ерема. Сильна?
Фома. Не боролся.
Ерема. Что там почем?
Фома.
По лавкам пряники и куличи,
По печам калачи,
Как огонь горячи!
Ерема.
Не бери скомороха за плечи и грудки,
У всякого скомороха свои погудки!
Всякий пляшет, руками машет,
А я, скоморох, топчу горох!
Фома. Не учи плясать! Я сам скоморох!
Ерема.
Скоморох с Пресни наигрывал песни,
Наигрывал песни, плясали на Пресне!
Выходи, люд, на великий гуд
Встречай Масленицу, ее к нам везут!
Скоморохи (вместе).
Встречай Масленицу!
Ее к нам везут!
Звучит песня «Бай, качи, качи»музыка и слова нароДные). Появляются Масленица с ряже­ными.




4


Масленица.
Растворила я блины На холодной на воде.
Никто не покупает, Никто даром не берет!
За рекой огонь потух,
У свиньи живот распух, Свинья рыло замарала, Три недели замарала.
Народ. Ура! Ай да Масленица!
Ерема.
Масленица, Масленица, Блинами попеканница!
Пришла раненько,
Встретим мы тебя хорошенько, Сыром маслом и блином,
И румяным пирогом!
Фома.
Милости просим, Будьте, как дома,
Вся территория вам знакома. Матушку-зиму отпраздновать нужно И проводить, как положено, дружно! Вместе (Ерема и Фома).
Встречай Масленицу,
Ее к нам везут!
Масленица.
Открываю заслуженный праздник, Он корнями уходит в века.
Силу, удаль людей умножая, Праздник памятный издалека, Открывающий путь к урожаю. Праздник мира и поля, и трав, Праздник душ человечьих, свободных,




5


Праздник масленичных забав, Русских игр да игрищ народных, Эта речь моя - не напрасленница, Будет зиму провожать Масленица!

2.Основная часть
Эстафета «Метелки-веники»
Атрибуты: 4 конуса, 2 метлы.
Ход игры: разделить детей на 2 команды, у капитанов команд по 1 метле. Зажав метлу между ног, дети бегут до ориентира и обратно. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.
Далее на выхоД Петрушка звучит музыка группы «Пиноккио» Появляется Петрушка. Он танцует вместе с ряжеными.
Фома.
Лучше куклы не было и нету,
Знаком во всех краях планеты.
Одним - развлеченье,
Другим - поученье!
Самая милая в мире игрушка.
Скоморохи (вместе).
Неунывающий русский Петрушка!
Петрушка.
А вот и я! Здорово, ребята!
Презентация, раз­даточный матери­ал, видеофраг­мент.



6


Чего вы ржете, как жеребята?
Ерема. Хватить балагурить! Пора публику приглашать!
Петрушка. Пора бублики жевать! На это я завсегда готов!
Фома. Кричи: «Начинаем балаган!»
Петрушка. Нападает хулиган!
Ерема. Да не путай слова, не пугай зрителей понапрасну. Они веселиться сюда пришли, в гости!
Фома. Кричи: «У нас будет большое представление!»
Петрушка. Вас ждет большое удивление, такого насмотритесь, чего сроду не видывали!
Ерема. Петрушка, не морочь голову зрителям! Кричи: «У нас сегодня веселая комедия!»
Петрушка. У нас осел кидается пельменями. Разбегайся, народ, а то и вам попадет.
Скоморохи. Петрушка! Ребята в гости на праздник пришли, а ты их как принимаешь? Нехорошо! Нехорошо!
Петрушка. Да вы на меня сильно не обижайтесь! Просто я веселый!
Приглашаю вас всех в гости
Мы такое вам покажем,
На всю жизнь разуважим!
Во имя веселья, шуток и смеха
Будет на нашем празднике потеха!




7


СЛОВЕСНАЯ ИГРА «БАРЫНЯ»
Петрушка делит детей на четыре части. Каждая группа по сигналу скомороха говорит свои слова на мотив «Барыни»:
первая группа: «Мы на ярмарку ходили», следующая группа: «Самовар себе купили», следующие: «Ты садись скорее с нами», следующие: «Пить чай с пирогами».
Далее все вместе: «Барыня! Барыня! Сударыня барыня!».
Игра повторяется несколько раз с увеличением темпа.
Петрушка. А ну-ка, ребятки, отгадайте, кто из гостей первый прибыл:
Мохнатенький, Усатенький, Лапки мягонькие, Коготки востры. Кто это?
Дети. Кот!
Петрушка. Правильно, ребята. А вот он и сам к нам пожаловал!
Звучит песня о Коте. ВыхоДит Кот, мурлычет. Песня «Котенька-Коток» (музыка и слова нароД­ные).
Кот. Здравствуйте, ребятки! Узнали меня?
Дети. Да, ты Кот!
Петрушка. Ну-ка, Котик-коток, покажи, что ты умеешь!
Кот. Я пришел к тебе в гости, чтобы попасть на праздник Масленицы! Можно я с ребятами поиг­раю?
Петрушка. Ребята, будем играть?




8


Дети. Да!
Кот. Вот и хорошо!
Эстафета «Быстрые лошаДки»
Атрибуты: 4 конуса, 2 санок.
Ход игры: разделить детей на 2 команды, дети встают парами - один ребенок будет везти санки, другой - на них ехать до ориентира. На обратном пути дети меняются местами: тот, кто ехал на санках, становится лошадкой.
Петрушка. Ну, спасибо тебе Коток! Повеселил меня и ребятушек!
В записи звучит веселая русская музыка, тема песни «Москва золотоглавая». На площадке появля­ется народ. Дети читают зазывки и дразнилки на фоне танца.
Дети поют частушки.
Частушки:
Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем, попросите только нас.
Папа мне купил коня вороные ножки.
Я девчонок покатаю по большой дорожке.
У меня 4 шали, а одна в цветочек.
Я девчонка боевая, просто ангелочек!
Самовар, самовар, тоненькая ножка.
Я посеяла горох - выросла картошка.
Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.
Звучит веселая музыка Гр. Гладкова «Сказочная дискотека».Н а сцене появляются Скоморохи с Козой. Они танцуют.




9

З.Заключительная часть
Солнышко. Здравствуйте, ребятушки!
Скоморох.                              Как на Масляной неделе
Из печи блины летели.
Ой, блиночки мои, блины масляные.
Скоморох. Румяный блин означал весеннее солнышко. И в наше время на масленицу пекут бли­ны. Это такой старинный русский обычай - встречать весну блинами.
Песня «Ой, блины, блины, блины»
(угощаем блинами)
Солнышко. Принесла я вам в подарок радугу-дугу! Вот она! Скоморохи выносят карусель с цветными лентами. Солнышко. Послушайте, ребята, как в старину приговаривали радуге-дуге.
Рассказывает. Затем дети становятся вокруг колеса-радуги, вместе с Солнышком читают закличку, ведут хоровод.
Дети.
Вышла радуга-дуга
На зеленые луга,
На овес, на чечевицу
На гречиху, на пшеницу,
На ячмень и на лен,
На Иванов и Ален!!!
Ой ты, радуга-дуга,
Перекинься на луга!
Распечатанные картинки.



10



Коромыслом-колесом,
Золотым мостом!
Дети воДят хоровоД вокруг колеса-раДуги. Зазвонили колокола, нароД провожает Масленицу. Зву­чит веселая нароДная музыка. НароД. Свет, наша Масленица,

4.Рефлексия
-Каждому выдаётся круг из бумаги (блинчик), дети должны его разукрасит в зависимости от настроения после урока (яркие цвета - всё было хорошо, бледные - всё было нормально, тёмные - всё было плохо).
Дети: Прощай, прощай, наша Масленица!
Масленица ухоДит. НароД вслеД ей машет руками. Звучит финальная песня «Разноцветные яр­марки» »муз. Я. Ласковского, сл. Р. Улицкого). Участники выхоДят, кланяются, затем покиДают сценическую площаДку.
Круги из бумаги, цветные каран­даши.



Комментариев нет:

Отправить комментарий